deutschevita (deutschevita) wrote,
deutschevita
deutschevita

Эту книжку я читала долго. Причем нельзя сказать, что просто читала: я листала толстые, нелощеные страницы, перескакивала из раздела в раздел от картинки к картинке, от рецепта к рецепту, возвращалась к началу, снова прыгала в середину, сравнивала с тем, что я знаю из других источников и собственного опыта. 
В общем - насладилась ею и рада, что именно ее купила в Эбербахе.
Книга переведена с французского и рассказывает о жизненном укладе только одного ордена - цистерианцев. Они выделились из ордена бенедиктинцев, считая, что монашья жизнь бенедиктинца должна быть строже в посте, тяжелее в работе, скромнее в быту и искреннее в молитве. Часто брали обет мочания, считая, что дела говорят сами за себя, а вере слова не нужны. На обложке фото цистерианца в их традиционной одежде - в отличие от коричневого с капюшоном балахона бенедиктинцев, эти носили белую хламиду с черным фартуком-кителем (тоже с капюшоном). С 12 века расселялись они из Франции на север Европы, любили селиться в лесных долинах, на берегах ручьев. Все должно быть под рукой: вода для еды и работы мельниц и механизмов (среди цистерианцев было много инженерно мыслящих), лес дла строительства и отопления, каменоломни для постройки зданий и церкви. На вырубках занимались сельским хозяйством, разводили скот и птицу, рыбачили, изучали местные травы, занимались науками. Наряду с богословием изучали опытным путем и по книгам инженерное, строительное дело, медицину. Каллиграфия и умение писать-читать вообще были  значительных источником дохода: работали монахи в те времена всеобщей неграмотности чтецами, печатными машинами и станками, ксероксами, графическими дизайнерами.
Потом Гуттенберг изобрел свои станки, но каллиграфия так и осталась умениен, передаваемым монахами от поколения к поколению.
Скучать в монастырях не давали никому. У меня, возможно, несколько идеализированное представление о монастырском образе жизни, но, исключая религиозное принуждение, мне очень нравится такая четко ограниченная определенными рамками  жизнь по правилам и по часам. Сколько раз в моменты особо ярко выраженной прокрастинации я думала: а вот если бы не было свободного выбора отлынивать и увиливать от необходимых действий - не висели бы надо мной дедлайны и просроченные мелочи, стресс и нечистая совесть не кусали бы гибкое на увертки сознание. А покой и исключение из быта излишеств - это время от времени такой плюс для души и тела.
Еще когда я в первый раз читала "Войну и мир" - меня, естественно, только мир тогда занимал. Причем женский. Метания княза Андрея и раздумья Пьера я оценила после. А самыми любимыми остались Николенька и княжна Марья. - хорошо запомнила образ жизни в Богучарово, у старого князя. И как он, провожая сына на войну сказал: "А что со мной будет? Занят, воздержан - и здоров!" Теперь я понимаю, что это идеальный путь к долгой и здоровой жизни.
Но вернусь к книге. 
Основная идея ее - рецепты. Разбиты они на разделы: Овощи и супы; птица и яйца; постные и рыбные блюда; фрукты-овощи; злаки и хлеб; сыры; сладости; лечебные травы; алкоголь.
В каждом разделе встречались мне давно знакомые рецепты, которые нынче повсеместно используются. 
Особенно удивил раздел сладостей. Ну медовая коврижка - это логично: простые доступные продукты и нехитрый способ приготовления. А вот марципановый пирог, оказывается, это самый древний монастырский рецепт сладости, известный во Франции. Мои любимые канелле - изобретение аквитанских монашек из Бордо. Рецепт всемирно известных и уже надоевших макаронс мир узнал когда монастыри разогнала по миру Французская революция. Две монашки пекли эти печенья в благодарность за приют в семье одного врача в Нанси. 
Рассмешили меня малюсенькие хрустящие снаружи и нежные внутри пышки из заварного теста, которые при надкусывании как бы лопаются, выпуская облачко сдобного воздуха. Добрый народ из "монашкиного вздоха" переименовал  их в "монашкин взбздох" (Nonnenseufzer ->Nonnenfürzchen).
Про супы, каши и прочее писать не буду - придется всю книгу переписывать.
Черный хлеб - ржаной, полбяной, ореховый, с отрубями, на пиве. А мы-то привыкли думать, что во Франции пекут белые багеты, пресловутые "французские булки" и круассаны!  
Замечательно разбирались монахи и в травах. Пряности, лечебные травы, снадобья из них. Особо прославилась медицинским талантом  Хильдегард фон Бинген - монахиня, жившая в 12 веке и написавшая  несколько книг о лечении и лекарствах. С ней советовались и французский король и Папа Римский. Наконец-то я узнала, погуглив, что такое декокт. Это отвар из предварительно измельченного сырья. А то в старых книгах попадалось слово, а значения не попадалось. В книге есть рецепт декокта из липового луба (то, что находится между корой дерева и собственно древесиной). Пропить 10-20-дневный курс такого декокта рекомендуется весной и осенью для очистки организма. Такое уродливое растение, как дягиль, оказывается, неимоверно полезно: бодрит, повышает иммунитет, очищает и даже используется как противоядие.
А вот еще очищающий чай: по 5 г. листьев шалфея, тимьяна, розмарина, душицы и мяты залить кипятком и настаивать 7 минут, а потом процедить. Выпивать не более 2 чашек в день. У кого проблемы с пищеварением - тому тоже поможет.
Но не чаем единым жив человек. В винах монахи тоже толк знали. Кроме вин, которые сам св.Бенедикт считал обычным напитком для ежедневного потребления, и которые монахи производили в  собственных виноградниках, пили они и различные ликеры и эликсиры. Ликер из вербенны успокаивает и снимает судороги, эликсиром из лепестков фиалки ллечила сама Хильдегард фон Бинген. Рецепт надо?))
Да что там! Метод "шампанизирования (?)"  подсахаренного виноградного сока изобрел монах Пьер Периньон в 17 веке. Особую форму бутылок, правда, придумали в Англии. Но пробки делать из коры пробкового дерева и обвязывать конопляной веревкой для прочности додумались в монастыре.
Широко известен ликер Шартрез. Торговая марка ничего общего не имеет с настоящим Шартрезом, настоянным на 130 травах, так называемым "эликсиром жизни". Рецепт его долго держался в тайне, потом затерялся в период Реформации, был найден в Архиве министерства внутренних дел в Гренобле. Нынче только 2 человека, разумеется монахи-картезианцы, знают старинный рецепт, точную формулу волшебного напитка. Современные методы исследования не смогли точно определить загадочную формулу напитка. Производят ликер в Вуароне на винокуренном заводе. 
Много интересного можно еще найти в этой книге. Я ее с удовольствием листаю снова и снова. И купила бы еще подобных без числа, но квартирка у меня маловата...
Ну а тем, кто дочитал до конца - приз!
Рецепт еще одного волшебного эликсира: Эликсира вечной молодости.
4г.можжевеловых ягод, 4г. зерен кориандра, 4г. зерен дягиля, 2 г. гвоздики и палочка корицы заливаются литром водки(самогона, шнапса и т.п.). Бутылку держать закрытой месяц, встряхивая 2 раза в неделю.
Проварить полкило сахара в 120 мл. воды и охладив, смешать с 500мл.  сухого белого вина. Смешать процеженную настойку и полученный из воды, вина и сахара сироп и дать выстояться еще 3-4 недели в плотно закупоренной посуде.
Пить осторожно!
 
Tags: книги, рецепт
Subscribe

  • Майские прогулки. Часть третья, цветочная.

    А третьим воскресеньем мая мы решили полюбоваться цветущими глициниями. Японский способ украшать повседневность, наслаждаясь моментом проходящей…

  • Весенняя прогулка вдоль Солнечной системы

    Внезапная весна. Только неделю наскрипелись мы снегом по легкому морозцу и за одну ночь тёплый дождь смыл все сугробики, растворил лёд на лужах и…

  • Минутка самопознания

    Это уже второй раз подобный результат. Пару лет назад, перед выборами в Европарламент, подобный онлайн тест предлагался то ли у Шпигеля, то ли ещё…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments